История храма

Есть в Рузаевском районе Республики Мордовия село Стрелецкая Слобода, история которого насчитывает 367 лет. Основали его защитники Отечества — стрельцы, и первоначально это было не просто поселение, а передовой опорный пункт на юго-восточной границе Российского государства.

Наши предки были людьми верующими. И поэтому в селе всегда была церковь. Поступая на службу, стрельцы присягали на верность Богу, Царю и Отечеству. Отечество не мыслилось без веры, без Бога. На протяжении 18-19 веков в селе Стрелецкая Слобода (Лемжа) было построено две деревянные церкви. В 1862 году появилась третья, тоже деревянная, Никольская с Казанским приделом.

Шли годы, десятилетия. Стрелецкая Слобода разрасталась. К концу 19 века по инициативе Игуменьи Евпраксии, Настоятельницы Параскево-Вознесенского женского монастыря (Пайгармского), которая была родом из Лемжи, т. е. из Стрелецкой Слободы, из семьи Веретёшкиных, было начато строительство нового храма, каменного, пятиглавого с отдельно стоящей колокольней.

Игуменья Евпраксия

Игуменья Евпраксия

Игуменья Евпраксия мечтала о том, чтобы церковь в ее родном селе стояла века, была величественной и красивой и радовала всех. Мечты ее были воплощены в жизнь — церковь (храм, пятиглавый собор) была построена.

cerkov_3.07.2016

В ее строительстве участвовало практически всё население Стрелецкой Слободы — дети, взрослые, молодежь. Люди отдавали свои сбережения, помогали строителям готовить раствор, заносить кирпич на леса вечерами после всех домашних дел — это называлось «умолять грехи». Помогали чем могли, потому что жили с верой в Бога и церковь для них была святым местом, с которым неразрывно связана жизнь любого человека: родился — крестят в церкви, женился (вышла замуж) — венчают там же, умер — прощаются и отпевают тоже в церкви. В выходные, праздники, к вечерне, заутрене звонили колокола (колокольня была построена чуть позже церкви, вместе со школой), и все слободчане семьями шли на молитву, на службу в праздничных одеждах, с хорошим настроением, в ожидании какого-то чуда, с верой в лучшее.

Материал для строительства храма (кирпич) не был привозным. Километрах в полутора — двух к Журавлихе, т. е. по дороге в Подверниху, жила бригада работников, которые под руководством мастера — бригадира брали на месте глину, песок, делали кирпич — сырец и там же в ямах обжигали его. Для крепости при кладке кирпича в раствор добавлялись сырые яйца. Конечно, строилась церковь не один год, и если бы за более чем вековую историю ее использовали по назначению, берегли — она сохранилась бы в первозданном виде. Но пережила церковь Казанской Божией Матери очень многое: в 30-ые годы прошлого века скидывали с ее маковок кресты (и говорят, что те, кто это делал, прожили нехорошо свою жизнь), до 80-ых годов использовали ее помещение под хранение зерна, склад, а потом просто растащили полы, дерево. Пытались разобрать на кирпич. Но ничего не вышло, то ли раствор крепок — кололся кирпич не целые штуки, а скорее пополам, то ли вера и любовь к Богу Игуменьи Евпраксии берегут ее.

Выстояла наша церковь! Добрые люди сберегли ее главную святыню — Икону Божией Матери «Казанской».

ikona_kazans

Но все равно многое утрачено. И теперь этот храм, как тяжело больной человек, нуждается в нашем внимании, помощи, поддержке. К счастью, нашлись люди, которые эту помощь оказывают, возрождают храм к жизни.

Возрождение началось весной 2014 года, с приездом в село отца Анатолия (Клюшина). С Божией помощью храм стали восстанавливать. И все, что сейчас делается, делается на пожертвования прихожан, жителей села, спонсоров. А сделано уже многое. Проведена большая работа по подготовке храма к ремонту, вывезено несчетное количество тракторных тележек всякого хлама и мусора, десятилетиями копившегося в заброшенной церкви. Выложены кирпичные столбы под перерубы, уложены сами перерубы, настелены и покрашены полы. Приведены в порядок два входа, навешены три металлические двери, очищена крыша, сделана ее обрешетка. Покрыто железом 600 квадратных метров, построены два  крыльца. В храм была проведена вода. Проведен и подключен газ. Оштукатурены стены и потолки внутри церкви. Рядом с церковью сделана купель освященная в честь Иоанна Крестителя. Поставлено 12 рам в окна первого яруса, сделаны 24 оконные рамы и 4 двери, произведена их установка. Вставлены стекла. Оконные проемы были заштукатурены, восстановлены подоконники, рамы и решетки покрашены. Сделан иконостас. Произведен монтаж котельной и отопления. Сделаны каркасы для куполов. Колокольня была очищена от мусора, частично восстановлена кладка, установлены купола. Но дел — непочатый край! Нужно восстановить угловые и центральный купола, привести в порядок поврежденную кладку, сделать лестницу в колокольни.

Четвертого ноября в нашем селе был престольный праздник — Иконы Божией Матери «Казанской». Пришло очень много народу: местные жители, жители окрестных сел, приезжие из Саранска и Рузаевки. Во время службы совершили крестный ход с этой Иконой — святыней вокруг храма. День с утра был вообще-то серый, без дождя, но с небольшими тучами и облаками. Когда икону заносили в храм, выглянуло солнце, осветило ее обратную сторону. И отец Анатолий, идущий за святыней , увидел на иконе в рамочке какую-то запись.

1937436_original

После службы икону внимательно осмотрели и смогли прочитать написанное. Отец Анатолий встал на колени и прочитал текст. В храме стояла такая торжественная тишина и всем было так волнительно, так необыкновенно, потому что словно ниточка, связывающая поколение с поколением протянулась к нам, живущим в 21 веке, из далекого прошлого — из 1905 года. Словно привет потомкам. Словно завет — наказ. Вот эти строки:

Сия святая Икона писана и освещена в Параскево — Вознесенском женском монастыре Инсарского уезда Пензенской губернии. Писана сестрами обители. Святая Икона сия Божией Матери «Казанской» сооружена усердием православных воинов, прихожан села Лемжа Инсарского уезда Пензенской губернии в память русско-японской войны, бывшей в 1904-1905 годах и в память чудесного спасения их от смертоносных орудий во время жестокого сражения с 13 по 21 февраля 1905 года.

Список воинов, спасенных во время боя по предстательству Царицы Небесной села Лемжи Инсарского уезда Пензенской губернии

Степан Бычков
Анисим Матявин
Андрей Нефедов
Григорий Мочалкин
Василий Степашкин
Самсон Матявин
Егор Катков
Ксенофонт Матявин
Михаил Мещеряков
Иаков Нефедов
Николай Рыжонкин
Павел Скороженин
Иосиф Яфанов
Яков Сизов
Иван Наразин
Григорий Матявин
Гаврила Советов
Петр Мочалкин

Всего восемнадцать имен и фамилий людей, которые в далеком 1905 году участвовали в русско-японской войне и живыми вернулись в милую сердцу Лемжу (Стрелецкую Слободу), где их ждали матери, жены, дети. Прошло 110 лет с того времени, более века. Потомки защитников Отечества и по сей день живут в нашем селе: Бычковы, Матявины, Мочалкины, Советовы, Катковы… Они тоже стали прихожанами церкви и тоже принимают участие в ее восстановлении.

И нам всем остается только с уважением и гордостью вспоминать тех, благодаря кому в Стрелецкой Слободе (Лемже) была создана такая церковь, тех, кто по велению сердца обогатил храм Иконой — святыней. Верить, что найдутся сильные, благородные люди, которые возьмут на себя колоссальный труд восстановить ее полностью, возродить к жизни. Может, этого и не хватает нам для нашего здоровья, физического и нравственного, для нашего благополучия — труда бескорыстного, праведного, созидающего. Ведь помогая храму, мы помогаем себе, своим близким, родителям, детям, внукам.

М.П. Путинцева, организатор
школьного краеведческого
музея с. Стрелецкая Слобода
тел: 8-962-594-61-65

Комментирование запрещено