Возрождение храма

Благочестивые наши предки не могли жить без храма –
он был так же необходим для души народа,
как дом и пища для его телесного существования.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий ΙΙ.

Известно, что исстари Русь держалась православными храмами, которые, малые или большие, строились в каждом селе. Этим и отличалось село от деревни. Храм – это святое место, без которого русский человек не может жить.

Вот и наша семья регулярно ходит в храм Казанской иконы Божией Матери в селе Стрелецкая Слобода Рузаевского района. Я часто слышу разговоры взрослых о восстановлении храма. Меня заинтересовало, почему храм был разрушен, кем и когда? Почему было решено его восстанавливать?

На сайте храма я узнал, что село Стрелецкая Слобода основано в 1647 году стрельцами, защитниками Отечества. К концу XIX века по инициативе Настоятельницы Пайгармского Параскево-Вознесенского женского монастыря, игуменьи Евпраксии, которая была родом из Стрелецкой Слободы, было начато строительство нового каменного храма с отдельно стоящей колокольней. Так, её стараниями к 1905 году был построен большой пятиглавый собор.

Между прочим, церковь в Стрелецкой Слободе очень похожа внешне на известную всем церковь святителя Николая Чудотворца на Посопе, на улице Волгоградской в Саранске. Они строились по одному типовому проекту, характерному для конца XIX – начала ХХ века.

На этих фото видно, как похожи храмы.

Церковь занимала важнейшее место в ходе крестьянской жизни. В село во время церковного праздника стекались жители всех окрестных деревень. По воскресным и праздничным дням сельчане нарядно одевались и шли всей семьёй в церковь, на Литургию, а после – отмечали праздник всем приходом, пели песни, плясали, устраивали конкурсы, представления, ярмарки.

В начале ХХ века, вскоре после революции, новая власть развернула борьбу против религии. Начались гонения на верующих. Церковь в Стрелецкой Слободе постигла та же участь, что и большинство храмов по всей стране. Запретили службы, заколотили двери, сбросили кресты. Пытались разрушить, разобрать стены, чтобы использовать кирпичи для постройки других зданий. Но ничего не вышло: кирпичики кололись пополам, а не откалывались целыми штуками. Раствор, которым скреплялись кирпичи, оказался очень крепок. Его замешивали на натуральных куриных яйцах, т.к. для строительства храма брали всё самое лучшее и делали на совесть!

Выстояла церковь. Добрые люди сберегли её главную святыню — Икону Божией Матери «Казанская».

В начале 90-х годов XX века изменилась политика государства по отношению к церкви. Начался длительный путь возрождения Православия по всей стране. Но в Стрелецкой Слободе храм был настолько разрушен, что никто даже и не думал, что когда-нибудь его можно будет восстановить…

Весной 2014 года по благословению тогда ещё Митрополита Варсонофия приехал из города Саранска в Стрелецкую Слободу духовник нашей семьи, отец Анатолий Клюшин. Это человек, с приходом которого начались серьёзные перемены в селе.

Когда он пошёл знакомиться храмом, тот представлял из себя пустые стены, не было даже пола. В остатках кровли и куполов жили голуби.

Но отца Анатолия это не остановило. Вместе с жителями села он начал восстанавливать храм. Сначала надо было расчистить весь хлам, десятилетиями копившийся в заброшенном здании. В это время вывезли на тракторе из храма 11 тележек мусора. Залатали разрушенную кровлю, поставили двери, поправили окна, постелили новые полы. Оштукатурили часть стен, так как до реставрации они были исчерчены следами от пуль. Так развлекались чекисты в годы борьбы с религией…

Литургию служили в молельной комнате в помещении бывшего магазина.

Большая радость в селе случилась 4 ноября 2014 года, в Престольный праздник Казанской иконы Божией Матери. Первую Литургию отслужили в восстанавливаемом храме. Конечно, за полгода невозможно полностью восстановить такое огромное здание. Но люди придумали выход: в помещении церкви отгородили правый неф (часть пространства), соорудив стены и потолок из листов ДСП. Получился как бы «храм в храме», небольшой зал на 20-25 человек.

Уже полным ходом шли службы в «маленьком храме», и в это же время священник со своим приходом восстанавливал храм большой. Укрепляли кровлю, стелили полы, правили стены, окна, двери. Позже провели в здание церкви воду и отопление. Приобрели колокола и иконостас.

Многие стали специально приезжать, чтобы помочь в восстановлении храма. Для гостей-трудников даже был выделен небольшой домик, мини-гостиница.

За отцом Анатолием потянулась в Стрелецк из Саранска его паства. И наша семья, и многие наши общие знакомые, приходившие раньше вместе с нами в церковь Серафима Саровского в жилом районе ТЭЦ-2 в г. Саранске, стали приезжать каждое воскресенье за 45 км от своего города, чтобы отслужить совместно Литургию, повидаться с батюшкой и поучаствовать в возрождении храма, ставшего нам всем по-настоящему родным. Кто-то помогает делом, кто-то советом, оформлением документов, кто-то деньгами. Кто-то – горячей молитвой.

На помощь священнику и приходу неоднократно приезжал отряд сотрудников республиканского МЧС. Постоянными прихожанами стали казаки из Саранска и Рузаевки, которые оказывают храму и его настоятелю регулярную действенную помощь.

Мы думали, что пройдет не меньше десятка лет, прежде чем храм начнет действовать в полную силу. Каково же было наше удивление, когда в июле 2016 года, всего через 2 года после начала восстановительных работ, нам сказали, что «на Престол» (т.е. на престольный праздник) служить будут в «большом» храме. Мы даже думали, что неправильно поняли или что-то не расслышали. Но всё оказалось именно так! Перегородки внутри здания убрали, и нашему взору предстало огромное светлое помещение с чисто оструганными полами. День был солнечный, из высоких арочных окон били лучи света, яркие и мощные, как прожектора.

Пришло очень много народу: местные жители, жители окрестных сел, приезжие из Саранска и Рузаевки. Во время службы совершили крестный ход с главной святыней нашего храма – Казанской иконой Божией Матери, написанной в далёком 1905 году и чудом сохранённой в домах сельчан на протяжении 110 лет.

Когда икону заносили в храм, солнце осветило её обратную сторону. И отец Анатолий, идущий за святыней, увидел надпись, которую позже разобрали и зачитали перед всем приходом. Оказалось, что эта икона была написана в Параскево-Вознесенском монастыре в память о чудесном спасении православных воинов, уроженцев села, во время русско-японской войны в 1905 году. Далее шёл список воинов, спасённых во время боя по предстательству Царицы Небесной, и многие сельчане узнали в них своих предков. Восемнадцать имен и фамилий людей, которые более века назад участвовали в военном сражении и живыми вернулись в родное село, где их ждали матери, жёны, дети.

Потомки защитников Отечества и по сей день живут в селе. Они тоже стали прихожанами церкви и тоже принимают участие в её восстановлении.

В здании церкви продолжились ремонтные работы. Потекла хлипкая кровля, и остро встал вопрос восстановления куполов. Их делали своими силами: вручную сваривали металлические каркасы и обшивали листами крашеного железа. Сначала установили два из пяти куполов. Долго ждали, когда же поставят остальные. То кран-вышка, единственный такой высоты, сломался на месяц, то поднялся сильный ветер, и работы пришлось остановить…

Тогда отец Анатолий на одной из служб обратился к прихожанам: «Давайте вместе помолимся!»

И… чудо! В следующее воскресенье все пять куполов синели над храмом, как небо в звёздах! И все, кто видел это чудо, в один голос восхищались и тут же продолжали: «Теперь нужна «верхушка» на колокольню. Осилим все вместе!»

Много работы было проделано за восемь лет. Отреставрирована главная храмовая икона Казанской Божей Матери. Отреставрированы иконы Божией Матери Достойно Есть и преподобного Сергия Радонежского, сейчас находится на реставрации образ Божией Матери Неопалимая Купина. В здании бывшего Сельсовета обустроили Приходской дом. Пополняется церковная библиотека для взрослых и детей. Разработан и начал действовать локальный туристический маршрут Рузаевка – Шишкеево – Стрелецкая Слобода. Школьникам предлагают узнать историю своей малой родины, побывать на настоящем конезаводе и поучаствовать в мастер-классах по гончарному делу и производству мёда с собственной пасеки.

Продолжаются и ремонтные работы в здании самого храма. Совсем недавно в помещении были полностью оштукатурены и побелены все стены. В храме стало невероятно чисто и светло!

Вместе со своей семьёй я тоже участвую в жизни церкви и прихода. Мы подружились и почти породнились с жителями Стрелецкой Слободы, которая стала для нас новой малой родиной. Но самое главное – я сейчас исполняю послушание церковного звонаря.

Каждое воскресенье я встаю пораньше и еду со своими родителями, братом, сестрой и бабушкой в любимую церковь, чтобы забраться на колокольню и огласить округу радостным звоном.

Жаль, что пока я выучил только одну мелодию звона. Меня научил наш звонарь Анатолий Иванович Сенченко (дядя Толя). У нас в Саранске нет курсов или занятий для звонарей – детей моего возраста. Я знаю, что детскую группу набирают для обучения в городе Сергиев Посад, в Свято-Троице-Сергиевой Лавре. Мы с семьёй были там летом, и нам очень понравилось. Я поднимался на колокольню, и мне даже удалось сдвинуть с места двухтонный язык огромного 72-тонного колокола по имени Царь.

Но учиться там я, конечно же, пока не смогу. Моя мечта – научиться звонить по-настоящему, правильными звонами, разными для разных церковных праздников. Я верю, что моя мечта когда-нибудь исполнится. И в селе, ставшем мне родным, появится настоящий профессиональный звонарь.

Мне захотелось поделиться этой историей с одноклассниками. Я подготовил презентацию и рассказал ребятам о селе и о восстановлении церкви. Им тоже захотелось побывать в Стрелецкой Слободе, и вместе с учителем и родителями мы решили обязательно приехать сюда на экскурсию.

Село, в котором возрождается храм, не погибнет, не исчезнет с лица земли, а будет жить, пока живёт храм, сердце села. Я верю, что наступит такое время, когда наш храм, ставший родным для многих людей, как сельчан, так и приезжих из Саранска и Рузаевки, будет являться одним из главных культурно-исторических объектов Республики Мордовия, не меньшим, чем храмы и памятники города Саранска.

Часто по телевизору я вижу, как восстанавливают заброшенные и разрушенные церкви в разных уголках России. А ведь сельские храмы восстанавливать гораздо сложнее, чем городские, потому что людей в селе меньше, а значит, меньше средств, меньше трудников, медленнее будут идти ремонтные работы. Мне очень хочется, чтобы и про наш храм сняли большой репортаж и показали по центральному телевидению, как пример удивительного возрождения церкви из руин.

Приходя в храм, мы учимся добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости и чести. И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, а своими делами помогать людям. И тогда мы сможем сберечь храм в своей душе.


Иван Ульянкин совместно с мамой Ольгой
и учителем Натальей Владимировной Терлецкой
июль 2022 – январь 2023

Комментирование запрещено